Главная > Новосибирск > «Первым делом мы угробим самолёты, ну а девушек…» (окончание)

«Первым делом мы угробим самолёты, ну а девушек…» (окончание)

Окончание. Начало было здесь.

…Тем временем рассвело, и бортмеханик-камикадзе разглядел на улицах толпы эвакуированных из домов людей. Надо полагать, к этому времени и хмель уже успел выветриться из головы в достаточной мере, чтобы Поляков понял: осуществлять затеянное смысла уже нет. Даже если и удалось бы вогнать самолёт в квартиру, жены и её любовника там давно не было.

Сделав над аэродромом ещё несколько кругов, Поляков сообщил по радио что сдаётся и посадил машину. (Кстати, по воспоминаниям очевидцев, посадка была вполне достойная — за такую не было бы стыдно и профессиональному пилоту.) Взлётную полосу тут же заблокировали несколькими автомобилями, а виновника происшествия, едва он спустился на землю из кабины, арестовали.

Затем было следствие (оно много времени не заняло — всё было вполне ясно) и суд. В ожидании суда все причастные к событию нисколько не сомневались: Полякову присудят по полной программе, так что мало не будет…

Самое парадоксальное, что в тогдашнем уголовном кодексе даже не было статьи о «захвате и угоне воздушного судна» — в стране победившего социализма такие преступления просто казались немыслимыми. Впрочем, под случившееся и без того с лёгкостью можно было подвести много статей.

В приговоре Полякову вменялось в вину: «хищение социалистической собственности в особо крупных размерах» (попробуйте-ка прикинуть стоимость самолёта), «создание аварийной ситуации на транспорте», «покушение на убийство» и пресловутый «экономический саботаж» (знаменитая сталинская статья про «вредительство», ибо из-за выходки обвиняемого всё воздушное сообщение через Новосибирск оказалось парализованным на полдня). Результат был по тем временам вполне предсказуем: смертная казнь.

От расстрела Полякова спас не кто иной, как авиаконструктор Сергей Ильюшин — слухи о невиданных манёврах на Ил-12 не могли не дойти до конструкторского бюро, проектировавшего этот самолёт. Из КБ Ильюшина в Новосибирск приезжали специалисты для беседы с очевидцами этих манёвров и с самим их автором. Видимо, результаты этих бесед оказались для конструкторов интересными и полезными в достаточной степени для того, чтобы авиационный академик Ильюшин заступился за Полякова на самом высоком уровне.

Итогом этого заступничества стало то, что Поляков «отсидел» около трёх лет и затем вышел на свободу. Дальнейшая судьба его неизвестна, однако можно предполагать, что вряд ли он остался жить в Новосибирске, да и работать в авиацию его уже едва ли могли допустить…

Описанная история была весьма громкой и имела слишком много очевидцев, чтобы её удалось замолчать или скрыть. Её распространение в какой-то мере сдерживалось лишь тем, что всё происходило на далёкой северной окраине города в более или менее замкнутой среде людей, имевших отношение к авиации.

В противоположность ей, вторая история осталась малоизвестной и про её подробности можно рассказать очень немного. Достоверно выясненные факты таковы.

26 сентября 1976 года — почти ровно за 25 лет до «американской трагедии», расхождение составляет каких-то две недели! — в Новосибирске самолёт Ан-2 таранил жилой дом №43/1 по улице Степной. В прежние времена, называя место происшествия, к адресу обычно добавляли: «возле магазина “Клён”» (теперь этот магазин не существует). Произошло это около восьми часов утра.

Имя лётчика осталось скрытым в архивах КГБ/ФСБ. Мотивы его действий остались неизвестными, однако до сих пор упорно называются две очень похожих версии. Согласно первой, незадолго до этого от лётчика ушла жена, забрав с собой ребёнка, и из авиагородка (всё того же, возле «Новосибирска-Северного») переехала в тот самый дом 43/1. По второй версии, случившееся было местью лётчика проживающей в этом доме тёще.

Не исключено, что обе этих версии родились на почве предыдущего ЧП (в некоторых рассказах оба события самым неожиданным образом сплетаются в одно). Существует, впрочем, ещё один слух, который, правда, озвучивается крайне редко. Якобы, исследование останков погибшего лётчика медицинскими экспертами обнаружило у него редкую форму эпилепсии, не замеченную вовремя авиационными врачебными комиссиями. Если это правда, то происшествие вполне могло оказаться и обычным несчастным случаем…

Как бы то ни было, известно, что в момент тарана квартира, находящаяся к месту удара ближе всего, пустовала. Месть — если, конечно, это была месть — не состоялась. Однако погибшие были, общим числом 12 человек. Кто-то погиб под обломками, кто-то от ожогов, кто-то разбился, выпрыгнув с верхних этажей горящего дома.

Слухи быстро разнесли по городу весть о случившемся, и многие жители города приходили посмотреть на дыру, пробитую самолётом в стене дома. Свидетелей вроде бы и много, но единственным открытым источником информации о данном происшествии по сей день является «юбилейная» статья в газете «Вечерний Новосибирск», опубликованная через 30 лет после трагедии. Статья написана журналистом, проживавшим в соседнем доме; рассказывается в ней главным образом о спасательных работах на месте трагедии. Главным достоинством статьи является фотография, сделанная сразу после тарана — насколько известно, других подобных снимков не существует…

Источники

Газета «Вечерний Новосибирск», статья «Москва приказала: сбить». История бортмеханика Ил-12 Владимира Полякова. Текст статьи можно найти на сайте http://hijacking.far.ru (посвящён угонам самолётов).

Газета «Вечерний Новосибирск», статья «…И тогда он пошёл на таран» в номере от 26 сентября 2006. Воспоминания очевидца событий на улице Степной. Автор придерживается версии о мести лётчика ушедшей от него жене. Из этой статьи взята фотография полуразрушенного дома.

Газета «Советская Сибирь», статья «Захотел Валет стать козырём» в номере от 13 сентября 2007. Посвящена другим событиям, но мельком упоминается трагедия на улице Степной. Автор придерживается версии о мести лётчика тёще.

Фотографии самолётов Ил-12 и Ан-2 взяты из Википедии.

Реклама
Рубрики:Новосибирск
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: