Главная > Путешествия > Чехия. Карлов мост, часть 1

Чехия. Карлов мост, часть 1

Среди всех пражских достопримечательностей, безусловно, главной заслуженно считается Карлов мост. Сегодняшний рассказ будет посвящён ему.

Я говорил уже, что отличный вид на мост открывается с набережной, куда можно выйти в самом начале улочки Cihelná. Туда нужно прийти рано утром, когда солнце золотит лучами воду в реке — тогда мост выглядит совершенно дивно.

Обратите внимание на правый кадр. Это тот же самый снимок, только в чёрно-белом варианте. Красной чёрточкой (откройте большую версию, чтобы лучше видеть) отмечен уровень воды, который наблюдался в реке во время наводнения 2002 года. Мост тогда не пострадал, хотя была спланирована целая армейская операция по его обороне. В случае, если ветер и течение взбесившейся Влтавы понесли бы к мосту крупные обломки, предполагалось расстреливать их из гранатомётов и артиллерийских орудий, для чего в боевую готовность были приведены НАТОвские войска…

Вообще, наводнения были бичом пражских мостов. Когда-то в XI веке на этом самом месте находился деревянный мост, который простоял совсем недолго. Затем построили каменный — так называемый Юдифин — мост. Тот простоял почти два века, но тоже был снесён наводнением в 1342 году. И лишь нынешний стоит до сих пор.

Обстоятельства «рождения» моста уникальны. Первый камень заложил лично император Священной Римской Империи Карл IV, и произошло это 9 июля 1357 года, в 5 часов 31 минуту. Если записать последовательно год, число, месяц, час и минуты, то получится числовой палиндром из нечётных цифр: 135797531. С начала нашей эры равного ему по числовой красоте момента не было и, похоже, уже не будет. Астрологи, говорят, тоже постарались, напророчив на этот миг каких-то благоприятных знамений, но это наверняка была туфта: на такой миг ну просто грех было чего-нибудь не напророчить. 🙂

В июле прошедшего 2007 года торжественно отмечалось 650-летие моста. Помню, я очень хотел попасть на это празднование, но не получилось. Тогда я оказался в Праге лишь месяцем позже, в августе…

Скрепляющий камни раствор замешивали на яичных белкáх, и несколько лет налоги со многих крестьян взимали яйцами. История сохранила рассказ о многочисленных казусах, когда на первых временах налогоплательщики вместо сырых яиц присылали варёные — это тоже шло в зачёт, ибо помогало прокормить строителей. 🙂

Автором проекта моста и главным прорабом (если пользоваться современной терминологией) был Пётр Парлерж. Проход и проезд по мосту открыли в 1380 году, а отделочные работы продолжались до начала XV века.

В чешском фольклоре есть предание о Парлерже. Рассказывается, что архитектор долго терзался сомнениями, помня о несчастливой судьбе двух предыдущих мостов. В один из таких моментов к нему явился чёрт и предложил свои услуги: он подскажет, как построить мост несокрушимым, а Парлерж за это соглашается отдать чёрту первого, кто пройдёт по его мосту, когда тот будет уже построен, но ещё не освящён. Чёрт выполнил свою часть сделки, а архитектор сумел перехитрить его. В ночь перед освящением он спрятался в засаде, прихватив с собой петуха. Рано утром на мост забрёл какой-то ребёнок (в некоторых версиях говорится, что это был внук самогó Парлержа). Стоило ему сделать первый шаг, как архитектор дёрнул птицу за хвост. Возмущённый петух заорал и своим кукареканьем (имеющим, как считается, власть над нечистой силой) изгнал явившегося за своей жертвой чёрта.

Однако довольно лирики. Если пройти по Cihelná до конца, то мы окажемся возле малостранских мостовых башен. Их две: старая маленькая и более новая высокая.

Эти башни много раз перестраивались, их современный облик сложился в 1464–1591 годах. В меньшей когда-то размещалась таможня, где взимали пошлину за проход и проезд по мосту. Бóльшая построена в основном с декоративными целями, а также для размещения мостовой стражи. Арку между ними сложили на рубеже XIV и XV веков.

Башни являются частью музейной экспозиции, вход в них открыт (за соответствующую, разумеется, плату). Подниматься на верхушку большей башни придётся по крутой деревянной лестнице: здешние работники с гордостью поведают вам, что лестница, конечно, со средних веков много раз переделывалась, но принципиально ничем не отличается от тогдашней, так что вы можете сполна вкусить тяготы службы стражников. 🙂 Шутки шутками, а попыхтеть реально придётся. Дамам на шпильках туда лучше не соваться — ещё поломаете нафиг…

На полпути вы пройдёте мимо стенной ниши, в которой выставлена доска со здоровенным мечом. Это тоже часть истории моста, о которой у нас пойдёт речь чуть позже, когда мы заговорим о мостовых скульптурах.

Лестница выводит на квадратную галерею, опоясывающую верхнюю часть башни. Однажды мне повезло: я пришёл утром первым посетителем и меня попросили самому открыть дверь в галерею, чтобы никому из работников не подниматься наверх. Ощущения совершенно незабываемые, как будто открываешь дверь в прошлое… да в каком-то смысле, так оно и есть.

Через бойницы галереи открываются прекрасные виды. В частности, оттуда великолепно просматривается вся Мала-Страна, о которой уже шла речь. Одна из бойниц выходит прямо в сторону собора св. Микулаша (кадр справа). Здесь ни в коем случае не нужно торопиться, а нужно медленно и вдумчиво пройтись по всей галерее (возможно, не один круг), наслаждаясь видами.

А насладившись, спускайтесь вниз и идите через мост к другой башне — на противоположной, староместской стороне. На мосту можно видеть множество скульптур, но о них будет отдельный, подробный рассказ. Сейчас я советую лишь посмотреть направо и обратить внимание на уже упоминавшуюся речку Чертовку и водяную мельницу на ней. С моста она просматривается просто великолепно. (В этот рукав даже ухитряются заходить катающие туристов кораблики — для меня всегда было загадкой, как они там ухитряются разворачиваться!)

Длина моста составляет около 520 метров, ширина 9 метров. Он образован шестнадцатью арками, возле оснований которых уже в наше время построены фундаменты для ледоотбойников. В летнее время они служат местом отдохновения для множества птиц. В начале ХХ века по мосту проходила рельсовая конная дорога, которую в 1905 переделали в электрическую трамвайную линию. Но просуществовал этот трамвай недолго: уже в 1908 рельсы разобрали и мост стал полностью пешеходным.

Восточный конец моста также отмечен башней, которая лишь ненамного его младше. Её начали строить в 1380 году, сразу же по окончании основного строительства, и занимался этим всё тот же Пётр Парлерж (а заканчивать пришлось уже его ученикам). В отличие от малостранских башен здесь назначение башни вполне конкретное: военно-фортификационное. И, как показала история, оно оказалось востребованным!

В 1648 году, во время Тридцатилетней войны, шведам удалось захватить левый берег Праги и всю Мала-Страну. (Я уже писал, что именно тогда Вальдштейновский сад лишился оригиналов своих скульптур.) Они попытались взять и восточный берег, но обломали зубы об эту самую башню. Небольшая ширина моста и ураганный обстрел с верхушки почти не оставляли шансов приблизиться — а те, кому это удавалось, натыкались на столь же убойный обстрел через мощную решётку подъёмных ворот. Потом через эти же ворота вышло подоспевшее ополчение и выбило шведов с моста, а затем и из западной части города…

Была у этой башни и ещё одна, очень мрачная цель. Когда-то на ней со стороны, противоположной реке (как раз эта сторона видна на снимке справа) над аркой вывешивались головы казнённых. Говорят, черепа предводителей одного из многочисленных средневековых восстаний провисели здесь более десяти лет!

В староместскую башню вход также открыт (правда, за него надо платить отдельно). Внутри она более затейлива: на «втором» (среднем) этаже есть большой зал, в котором когда-то располагался арсенал, а сейчас здесь в режиме нон-стоп крутят документальный фильм про Карлов мост с озвучкой на разных языках (надеваете наушники, щёлкаете переключателем и выбираете наиболее понятный вам вариант). В южной стене есть окна с витражами, которые утром подсвечиваются солнцем и в общей темноте зала выглядят мистически-таинственно — поверьте, зрелище незабываемое. Ну, а поднявшись ещё выше (здесь лестница более дружелюбная к посетителям), вы опять же попадёте на галерею, откуда тоже открываются прекрасные виды. Сам мост тоже просматривается отсюда во всей своей красе.

На втором снимке прекрасно виден масштаб сувенирной торговли, проходящей на мосту. Цены, конечно, повыше, нежели в удалённых от исторического центра магазинах, но всё же сувениры, по тематике связанные с самим мостом, на мой взгляд лучше покупать именно здесь. Это как-то идеологически более правильно, и фиг с ними, с несколькими лишними кронами. 😉

Но не только торговля сувенирами происходит на мосту. Здесь рисуют моментальные портреты художники, играют оркестрики, прохаживаются люди в исторических костюмах и соответствующем гриме, с которыми могут сфотографироваться туристы. Если повезёт, то вы сможете увидеть поединки на холодном оружии, демонстрируемые любителями исторических реконструкций. Наконец, есть целый класс личностей, которые самовыражаются, прогуливаясь по мосту в сильно выпендрёжном виде и корча рожи в камеры туристов. 🙂 Вот уже три года подряд я вижу тут типа в костюме чёрта — правда, этот наоборот, норовит продемонстрировать в камеру свою спину или задницу, затянутую в трико с пришитым хвостом… В общем, тут есть на что посмотреть.

А когда вы насмотритесь на Прагу сверху, спускайтесь и обратите внимание на памятник самомý Карлу IV — он стоит тут же, совсем рядом с башней. Правда, он не имеет отношения к мосту (к слову, мост стали называть «Карловым» лишь с 1870, до того он был просто Мост с большой буквы) и поставлен по другому поводу. Дело в том, что здание, перед которым стоит памятник — это Пражский университет… точнее, здесь он размещался первоначально. Именно основанию этого старейшего из славянских университетов (в 1347 или 1348, точная дата спорна) и посвящён памятник. Грамота, которую бронзовый Карл держит в руке — это не что иное, как указ об основании. А четыре стороны постамента с их фигурами аллегорически представляют собой традиционный для средневековья набор факультетов: теологический (богословский), медицинский, юридический и философский (естественнонаучный).

Вот лишь очень краткий список знаменитых людей, которые учились и/или работали в этом университете (нередко его, как и мост, называют «Карловым»): богослов и религиозный реформатор Ян Гус, математик Бернард Больцано, физики Никола Тесла и Эрнст Мах, писатель Франц Кафка, поэт Райнер Рильке… Впечатляет?

Университет и его факультеты непосредственно связаны с историей моста, но рассказ об этом будет чуть позже, в продолжении…

(Продолжение следует)

Реклама
Рубрики:Путешествия
  1. Владимир
    06.08.2008 в 02:59

    спасибо! Как всегда очень интересно!

  2. Владимир
    06.08.2008 в 13:52

    Спасибо.
    Мне понравился красивый эффект: цвета неба и воды на первом снимке различны. А музыканты на мосту играют народную музыку?

  3. Михаил
    06.08.2008 в 14:56

    Первому снимку я слегка помог фильтром, навёрнутым на объектив. 🙂 А музыка там самая разная: и народная, и классика чешских композиторов, и регулярно джазовый оркестрик выступает.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: